26 - 04 - 2024

Национальная вышивка – код культурного наследия предков

 

«…высветление человека во всех его силах», – вспомним Н.В. Гоголя – в этом выражается смысл культурно-просветительской функции библиотеки, причем любой, независимо от ведомственной принадлежности. И, руководствуясь этим, сотрудники научной библиотеки проводят множество мероприятий, направленных на повышение уровня культуры, духовного развития студентов, их социализацию, не только по своему плану, но и соглашаются на предложения, скажем, извне. Так, к примеру, в начале ноября в библиотеке прошел показ документального фильма «Песня Зеленой Тары» – история буддийской тханки из фондов ставропольского музея имени Прозрителева и Праве. Фильм поведал студентам историю ее создания в 1913 г., к 300-летию Дома Романовых, утраты в годы войны и чудесного спасения для нас с вами и, конечно, будущих поколений. Для буддистов эта тханка – бесценная реликвия, которую невозможно оценить ничем! Автор и продюсер фильма Н.А. Бардаева сделала подробный анализ ее и сакрального, и искусствоведческого значения, что, несомненно, обогатило новыми знаниями присутствовавших студентов. Специалисты рассматривают тханку  как памятник прикладного искусства калмыцких вышивальщиц и, действительно, невозможно не поразиться их мастерству. Словно в подтверждение этому, 22 ноября, библиотека  стала площадкой для лекции «Калмыцкая традиционная вышивка и орнамент в текстиле: виды техники и приемы» и последующего мастер-класса, проведенного кандидатом философских наук Кермен Петровной Батыревой. Это культурно-просветительский проект, поддержанный компанией «Лукойл».

 

Надо отметить, что искусство вышивания – одно из древнейших видов народно-прикладного творчества всех народов, но, как подчеркнула Кермен Петровна, все же у каждого народа оно имеет свои особенности, по которым можно узнать принадлежность вышитой вещи. Это сразу и «проверили» по презентации.

 

Думаю, что аудитория узнала много нового для себя. Согласитесь, даже, если мы и любуемся красотой национальных костюмов, вышитых наволочек, клатчей, то вряд ли задумываемся о том, как это сделано. Между тем, как оказалось, особенностей не счесть! К примеру, одних только видов орнаментов – 10! А вышивка имела растительные, животные, геометрические, астральные и пейзажные мотивы. Многообразие швов, которыми владели мастерицы, даже не берусь перечислять. Так, меандр – самый распространенный мотив, означающий вечное движение, мотив плетенки – узел счастья, долголетия, алх зег, облачный зег, да и еще много звучало терминов! Участники мероприятия теперь точно знают отличие золотого и золóтного шитья, и что исполняется оно швом «прикреп», которому учились тут же на мастер-классе от Кермен Петровны. Кажется, все, что нужно для красивой вышивки – это нитки, игла, пяльцы. А вот и нет! Усидчивость, аккуратность, терпение вам уж точно не помешают! Да, и время! Ох уж это вечно не хватающее время! Но, как мы знаем, если человек чем-то увлечен, то сутки удивительным образом «расширяются»! Одна из участниц мастер-класса заметила, что занятие вышивкой успокаивает. Может, стоит заняться?

 

Кстати, мужскую одежду украшали только растительными мотивами и позументами, а женскую всеми видами. И изображения символов счастья, жизненной силы, плодородия  на одежде ли, на предметах быта ли,  служили не просто украшением, а отражали мировоззрение народа, его связь с природой,  давали людям веру в их магическую силу. Образцы вышивок на подушке, клатче и многом другом, представленные Кермен Петровной, при близком рассмотрении впечатлили даже ребят, о девушках и не говорю! И как это замечательно, что это искусство, передаваясь из поколения в поколение, сохранилось до наших дней! Сохранить бы и дальше!

 

С. Богаева, зав. ОМР НБ