- Подробности
-
Создано 30.03.2018 14:28
Это было еще в декабре прошлого года, когда составлялся план на предстоящий год по календарю знаменательных дат. Перелистывая его, мы что–то уточняли, дополняли. Понятно, что невозможно по каждой дате проводить мероприятия, выбираются наиболее значимые. И все же, одна дата, не вошедшая в план мероприятий, не выходит из головы. В календаре указано, что в этом году исполняется 85 лет со дня выхода одного из первых фильмов о калмыках «Очир».
Сегодня, пожалуй, для большинства это абсолютно ни о чем не говорящая строчка, а между тем это фильм, принятый в производство в 1932 г. по итогам конкурса на лучший киносценарий о жизни калмыков по мотивам повести Амур - Санана «Аранзал». Он имеет необычную судьбу, о которой хотелось бы еще раз вспомнить, а не знающим – рассказать, отдавая тем самым и дань памяти заслуженному работнику культуры РК РФ, почетному кинематографисту РФ, отличнику народного просвещения РФ, лауреату Национальной премии им. Зулы Нохашкиева Алексею Александровичу Иванову, к глубокому сожалению, ушедшего от нас 1-го января этого года.
Все его звания и награды были впереди. Началось же все в 1970 г., когда А. Иванов, выпускник Ростовского кинотехникума, приехал к нам по распределению и стал работать оператором на телевидении. Он – человек, сделавший свое увлечение фотографией не только делом своей жизни, но и сумевший увлечь детей, организовав в 1972 г. фотокиностудию «Фокист», дав многим из них ориентир в выборе профессии. Немало студийцев работают профессиональными фотографами, операторами, режиссерами кино и телевидения республики и за ее пределами: оператором на студии «Мосфильм» работает Дмитрий Ермаков, режиссером Центрального телевидения – С. Дейнега. Примеров немало.
В эти же годы А. Иванов начал собирать материал о радио, телевидении и кино Калмыкии. Не будучи уроженцем нашей республики, он так проникся этой темой, что собранный материал лег в основу его дипломной работы в годы учебы на заочном отделении истфака КГУ, получив дальнейшее развитие в его кандидатской диссертации « Становление и развитие кинематографа РК. 1920- 1991гг.». Позже он написал книгу « Старое кино» (история калмыцкого кинематографа).
Это первый и пока единственный систематизированный труд по истории калмыцкого кино, начавшегося от самодеятельных актеров в 20- годы прошлого столетия и ставшего сегодня одним из видов национального искусства.
Алексея Иванова по праву можно называть первым историком калмыцкого кино. Конечно, не изученного еще много, но начало положено. И как хорошо, что есть такие увлеченные, неравнодушные люди! Зачастую благодаря их энтузиазму восстанавливаются целые пласты истории. Так, в течение восьми лет А. Иванов собирал материал о первом калмыцком профессиональном киноактере Зуле Нохашкиеве. Это встречи с современниками и коллегами артиста, переписка, телефонные разговоры и очень плодотворная поездка в 1986 г. в Ленинград, где ему удалось встретиться с М.Н. Ротиновым (« Очир»), П. В. Клушанцевым («Неустрашимые»), Н.Л. Прозоровским ( «Гайчи»), операторами фильмов, в которых снимался наш земляк, с его двумя сыновьями и дочерью, бережно хранящими то немногое, что осталось у них от отца и, конечно, работа в архиве студии «Ленфильм», в котором ему выдали папку с надписью « Очир». Так по крупицам сложился и стал нам ближе образ З. Нохашкиева, успевшего сняться более чем в 15 картинах, из которых, как я сказала выше, особую судьбу имеет фильм « Очир».
Ленинградский режиссер Дарья Шпиркан проводила отбор артистов и заметила молодого человека, объясняющего детям принцип действия кинокамеры, находившейся в автомобиле киногруппы. Это был учитель З. Нохашкиев, снявшийся к этому времени уже в трех фильмах. Его и пригласили на роль главного героя. Картина была хорошо принята зрителями. Д. Шпиркан в киногазете писала: « …Мы нашли человека, который, безусловно, сможет со временем пополнить совершенно пустое место нашей кинематографии актера – национала». В 1943 году по понятным причинам фильм был изъят из проката и во всех кино- каталогах значился несохранившимся. Вернул его зрителю через 43 года А. Иванов: в Ленинграде К.Я. Китенко, военный конструктор, супруг Дарьи Шпиркан, любезно предоставил ее архивы, хранившиеся дома. К сожалению, режиссер скончалась в 1970 г. Изучая документы, Иванов обратил внимание на металлические ящики в глубине шкафа. Достал их и…вот счастье исследователя, награда за поиски – в ящиках находился фильм « Очир»!
Оказалось, что Д. Шпиркан работала с киногруппой на фронтах Великой Отечественной войны, снимая кинохронику, и в освободившихся населенных пунктах в кинотеатрах забирала имеющиеся фильмы. Однажды среди трофейных картин она увидела свой, и с тех военных лет он находился у нее дома.
Вот так Алексей Александрович обогатил калмыцкий фильмофонд. Благодаря ему был найден и фильм «Неустрашимые».
Интересна судьба Зулы Нохашкиева, но это отдельная тема. Он погиб 17 августа 1943 г. в боях за освобождение г. Демидово Смоленской области. Много сделал А. Иванов для увековечения его памяти: написал книгу « Киноартист З. Нохашкиев. Жизнь и творчество», по его инициативе при содействии Министерства по делам молодежи, туризма и спорта РК установлен памятник на месте гибели артиста. По предложению Иванова одна из улиц Элисты названа именем З. Нохашкиева. В 2003 г. « Калмрескинофондом» учреждена национальная премия имени З. Нохашкиева, первым лауреатом которой заслуженно стал А.А. Иванов, человек, вызывающий огромнейшее уважение.
Книги А. Иванова по истории калмыцкого кино имеются в фондах нашей библиотеки. Возьмите, почитайте, это интересно.
В 2005 г., выйдя на заслуженный отдых, семья Ивановых уехала на малую родину – в г. Камышин Волгоградской области и я помню, в одном из интервью он говорил о том, что там «сохранилось много различных исторических документов о калмыках». Подумала, надо ждать новых исследований и оказалась права, в одной из наших газет публиковались присланные им фотографии. А самое удивительное – Алексей Александрович успел за эти несколько лет написать книгу « Старое и новое кино Камышина»!
С. Богаева, зав. сектором ОМР НБ.