26 - 10 - 2020

О библиотеке

Научная библиотека Калмыцкого государственного университета – это современная автоматизированная библиотека, обеспечивающая доступ к отечественным и зарубежным ресурсам. К услугам пользователей – веб-сайт библиотеки, электронный каталог; доступ к диссертациям Российской государственной библиотеки, реферативным журналам ВИНИТИ в режиме on-line,  к информационно-поисковой правовой системе ФСО России, справочно-правовой системе «Консультант Плюс», к образовательным ресурсам сети Интернет.

Процесс совершенствования системы высшего образования, растущий поток информации изменяют облик вузовской библиотеки. При этом остается неизменным ее основное функциональное назначение – информационное обеспечение учебного и научно-исследовательского процессов вуза. Библиотекам учебных заведений присуща и культурно-просветительская функция, так как образовательный процесс в вузе тесно связан с воспитанием студенчества. Миссия библиотеки университета – это содействие университету в выполнении учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательских работ, в подготовке высококвалифицированных специалистов и гуманизации образования.

 

«Научная библиотека КалмГУ в фактах и лицах»:

 

«Забота о народном образовании должна сосредоточиться в первую очередь на организации калмыцкого народного университета, как центра объединяющего, направляющего научно – культурную работу в степи…» - так значилось еще в постановлении I–го Общекалмыцкого Съезда Советов, проходившего в июле 1920 года - года обретения народом национальной государственности. Но путь к его созданию был долгим, позади годы становления, вместившие немало трудноразрешимых организационных вопросов, войну, депортацию, восстановление автономии, большой – большой созидательный труд народа. И вот уже КалмГУ в 2020 году отмечает свой пятидесятилетний юбилей. Он вступил в пору своего расцвета. Сегодня – это многопрофильный опорный вуз страны, имеющий 7 учебных корпусов, располагающий 15 научно-образовательными центрами, научно-исследовательскими лабораториями, современными общежитиями для студентов.

Одним из старейших его подразделений является библиотека КалмГУ. Библиотеки учебных заведений всегда являлись и являются важной их частью, содействуя учебному процессу студентов, научно-исследовательской работе профессоров, аспирантов, преподавателей. Именно поэтому, в рамках Республиканского конкурса «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова (прошлое, настоящее, будущее)», объявленного к 50-летию вуза, сотрудники научной библиотеки решили заняться исследованием становления библиотеки. В поисках информации обратились в архив университета, в Национальный архив РК, к сотрудникам и руководителям библиотеки прошлых лет, к народному поэту Калмыкии В.Д. Нурову, как к одному из первых читателей библиотеки и к материалам периодических изданий.

Сегодня библиотека КалмГУ - самая крупная научная библиотека республики с богатейшей коллекцией научной и учебной литературы по профилю всех факультетов и кафедр, по всем дисциплинам, реализуемым университетскими образовательными программами. Художественная литература, уникальная совокупность коллекций довоенных журналов, книг, первых калмыцких учебников, источников на старомонгольском языке, на «Тодо бичиг», дарственные авторские экземпляры – далеко не полный перечень, отражающий состав фонда.

Как известно, за каждым делом стоят люди, трудом которых оно создается и развивается. Многими поколениями библиотекарей, их знаниями, умениями, отношением к делу, которому служат, к фонду создан богатейший справочно-библиографический аппарат: уникальные каталоги и картотеки, тематические указатели, которые подтверждают статус научной библиотеки и помогают читателям ориентироваться в этом огромном мире книг и журналов. «Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь – сам ученый. Но только он работает не над одной и при том своей темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим» – считал академик  Д.С. Лихачев. Трудно не согласиться с такой оценкой даже сегодня, в век Интернета, когда библиотеки стали электронными, нормой становится и онлайновое обслуживание удаленных пользователей, и предоставление информации из удаленных источников. Надо отметить, что библиотека университета «идет в ногу со временем». Она превратилась из вспомогательной структуры в современный информационный центр, в "библиотеку без стен", когда пользователи уже не зависят только от ее потенциала и, благодаря созданным  условиям, могут распоряжаться богатствами и российских, и зарубежных библиотек.

Пользоваться образовательными ресурсами открытого доступа Федеральный портал «Российское образование», Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», Научная электронная библиотека elibrary.ru, «КиберЛенинка», УИС «Россия», обзор периодических изданий «Полпред», Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина и др. позволяет студентам наличие в читальных залах автоматизированных рабочих мест с выходом в Интернет.

В университете установлена сетевая версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» с еженедельным обновлением. Ежегодно заключается Договор на подключение к электронному читальному залу  диссертаций РГБ.

Обучающиеся, преподаватели и сотрудники университета имеют неограниченный доступ к ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru  из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. В ЭБС представлены учебные и научные издания по всем отраслям знаний.

Участие научной библиотеки КалмГУ в российских корпоративных проектах (АРБИКОН, ЛИБНЕТ, ЮБИК и др.) предоставляет пользователям широкие возможности для всестороннего обеспечения учебного процесса и научных исследований университета актуальной библиографической и полнотекстовой информацией.  Так, на российской платформе консорциума НЭИКОН КалмГУ открыт доступ к полнотекстовым архивам ведущих западных научных журналов: Annual Reviews, Cambridge University Press, IOP Publishing, The American Association for the Advancement of Science, Oxford University Press, Nature Publishing Group, SAGE Publications, Taylor and Francis. В рамках сетевого сотрудничества консорциума ЮБИК КалмГУ открыт доступ к международной наукометрической базе Scopus.

На 15000 наименований книжного фонда библиотеки сформирован электронный каталог библиографических описаний в формате RUSMARC, основными пользователями которого являются студенты и преподаватели Калмыцкого госуниверситета. Согласно закону Республики Калмыкия «Об обязательном бесплатном экземпляре», на научную библиотеку университета возложена функция фондохранилища научных трудов ученых республики. В краеведческом фонде библиотеки имеется свыше 570 наименований прижизненных изданий ученых-исследователей, занимавшихся  вопросами истории, этнографии, литературы народов Калмыкии. В электронную базу внесено уже более 400 библиографических описаний и 300 полнотекстовых экземпляров статей, монографий, авторефератов диссертаций и других научно-методических материалов.

На протяжении всего периода своей деятельности библиотека КалмГУ сумела сформировать свой узнаваемый имидж. В народе ее называют  просто «научкой», но путь к этой «легкой узнаваемости» был долгим.

Библиотека, кстати, «старше» самого  вуза, т.к. была основана еще при пединституте, открывшемся в 1964 г. и ставшем предтечей университета. К сожалению, не располагаем документами об ее создании, но в архиве университета сохранился приказ о назначении заведующей библиотекой Гаряевой (в замужестве Ользятиевой) Светланы Сангаджиевны, датированный 2-м июня 1964 года.

 

Эту дату и считаем датой основания библиотеки. Занимала она тогда, по воспоминаниям Светланы Сангаджиевны, 3 комнаты в здании самого института, которому было выделено 4-х этажное бывшее общежитие рабочих треста «Калмыкстрой», находящееся на углу улиц Пушкина и Р. Люксембург. Сегодня - это первое общежитие университета.

 

 

О том, что это здание было общежитием треста, писал в своих воспоминаниях и доктор исторических наук, профессор Калмыцкого государственного университета М.П. Иванов. 

В  Нацархиве фонде пединститута сохранился отчет о работе института за 1964 – 65 г.г. (оп.2, д.18), в котором сказано, что институт был открыт в здании общежития, построенного для него «двумя годами ранее и доведенное в 1964 г. арендаторами до состояния, требовавшего большого ремонта. В течение трех месяцев, с мая по август, здание было отремонтировано, оснащено мебелью …необходимым хозяйственным и учебным инвентарем. На двух его верхних этажах были размещены студенческое общежитие на 150 мест и библиотека. На двух нижних этажах размещался сам институт – аудитории, кафедры, администрация и все службы». То есть, здание строилось специально для института, но по каким – то причинам было сдано в аренду.  

 

 

 

 

Библиотека же Калмпединститута, что было отмечено ректором Д.Д. Орловым на торжественном собрании по случаю его открытия, располагала лишь «жестким  минимумом учебников,  учебно – методических и справочных пособий», поэтому требовалось скорейшее формирование библиотечного фонда. Первоначально он комплектовался из разрозненных коллекций библиотек различных учебных заведений других городов, что подтверждается штампами на многих книгах нашего фонда, архивными документами, воспоминаниями сотрудников библиотеки, преподавателей.

К примеру, первый проректор института В.В. Зосимов, занимавшийся созданием материальной базы нового пединститута, вспоминал, что они с ректором Д.Д. Орловым обращались в Министерство просвещения РСФСР «направить в адрес ректоров близлежащих вузов  письма с просьбой оказать помощь Калмпединституту, в частности, выделить возможное количество учебной литературы из своих библиотек…». По своей инициативе он побывал в библиотеке МГУ, где институту «с удовольствием подарили связки книг». Искреннюю признательность Ставропольскому, Волгоградскому педагогическим и Новочеркасскому политехническому институтам, помогавшим формировать фонд, выразил на том же собрании Д.Д. Орлов.  Назвал он и Ленинградскую публичную библиотеку имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, в которую обратился, т.к. там «директором был кандидат философских наук В.М. Барашенков, мой хороший товарищ». Бескорыстную помощь в становлении института оказали вузы Москвы, Ростова, Саратова и других городов. В Нацархиве хранится реестр безвозмездно поступившей литературы (БУ РК «Нацархив» Р-8, оп.2, д.99, л.19).

 

От кого принято

Количество книг

Сумма

1.

Астраханский пединститут

250

129

2.

Волгоградский медицинский институт

684

395-77

3.

Волгоградская центральная научно-техническая библиотека

63

75-43

4.

Волгоградский пединститут

1427

1210-81

5.

Библиотека МГ ЭПИ

1197

1132-22

6.

Библиотека им. Н.Крупской

120

98-08

7.

Москва издательство Просвещения

2000

1601-74

8.

Москва институт усовершенствования учителей

3060

2635-47

9.

Ростовский пединститут

4120

3369-05

10.

Ставропольский пединститут

1234

1170-51

 

 

3114

839-36

 

 

4246

2177-14

 

 

21515

14834-58

11.

Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина

1474

1492-13

 

 

22989

16326=71

 

По воспоминаниям С.С. Ользятиевой, в год открытия, все книги размещались в выделенных трех комнатах. «Читальным залом» служили три стола. Предстояла кропотливая работа по разборке, сортировке и расстановке книг, что было невозможно сделать одному человеку. В этом же году штат увеличился на одну единицу, этого, конечно, было недостаточно. Только в год открытия, как следует из « Годового отчета финансово – хозяйственной деятельности института», в библиотеку поступило 22989 экземпляров на сумму 16326,71 руб. Но и это далеко не удовлетворяло, по мнению народного поэта Калмыкии В.Д. Нурова, тогда студента института, необходимые запросы.

Заведующая С.С. Гаряева назвала его одним из первых и активнейших пользователей библиотеки, поэтому мы попросили Владимира Дорджиевича поделиться воспоминаниями.

 

 

 

«В годы становления пединститута многого не хватало…не хватало учебников, художественной и специальной литературы, газет, журналов, аудиторий… Но велико было стремление руководства республики во главе с Б.Б. Городовиковым, коллектива института преодолеть эти трудности… У нас было огромное желание учиться, нас переполняло чувство гордости, что мы являемся студентами первого калмыцкого вуза… Много сделал для укрепления учебной базы института, для пополнения фонда библиотеки ректор Ростовского университета Ю.А. Жданов… Помню собранную, энергичную и доброжелательную заведующую библиотекой С.С. Гаряеву, помогавшую нам в работе с первоисточниками, подбиравшую нужную нам литературу. В том, что я окончил институт с красным дипломом, думаю, есть немалая заслуга и библиотекарей…», - так вспоминает годы студенчества поэт.

Вопросам развития библиотеки руководство института уделяло постоянное внимание, что прослеживается в документах, хранящихся в Национальном архиве республики. Это и приказы о направлении в командировки в другие города  заведующей Гаряевой С.С., зав. хозяйством Чурюмова А.П., старшего библиотекаря Бугаевой Г.И. для приобретения литературы, стеллажей. В библиотеку им. Ленина и Институт народов Азии для заказа редких текстов по калмыцкой и монгольской филологии, микрофильмов выезжала преподаватель иностранного языка Алексеева (ныне Биткеева) Гренада Сареевна.

 

 

Сохранилась докладная записка ректора Орлова Д.Д. в Министерство просвещения РСФСР от 26.10.1964 г. с просьбой выделить для Калмыцкого пединститута библиографа, «… который мог бы с начала создания библиотеки организовать библиографическую работу и вести ее регулярно. Из двух библиотекарей одна занята работой в читальном зале, а другая – на абонементе. У заведующей библиотекой очень много работы по комплектованию и другой работы  организационного характера. Поэтому библиографическая работа по существу не проводится…». Список документов можно продолжить. В них отражается совершенствование работы библиотеки в последующие годы: изменение структуры, штатного расписания и рост других показателей. Так, с 1-го апреля 1965 г. было утверждено штатное расписание уже в количестве четырех единиц:  заведующий, ст. библиотекарь и 2 библиотекаря.

 

 

К третьему учебному году в библиотеке имелось три отдела: абонемент, читальный зал на 56 рабочих мест, отдел обработки и комплектования. Большое внимание уделялось совершенствованию форм и методов обслуживания читателей. К примеру, в читальном зале был организован открытый доступ к книгам, учет которых велся по читательским формулярам. «Студенты с удовольствием пользуются открытым доступом, т.к. все необходимое можно подобрать самим, не прибегая к помощи библиотекаря. Но организовать открытый доступ по-настоящему нет помещения», - отмечается в вышеупомянутом отчете.  А читальный зал во время экзаменационных сессий работал в две смены и до 22 часов.  О том, что эти годы стали временем создания системы каталогов и картотек, начала формирования библиотеки, как творческой организации узнаем из отчета  о работе библиотеки за 1968 г., в котором сказано, что «для планомерного комплектования организована картотека заказов по тематическим планам. В библиотеке имеются алфавитный и систематический каталоги, каталог аннотированных карточек».  Отмечается, что для того чтобы каталоги были наиболее полными, требуется единица библиографа. К тому же поступало немало запросов по библиографическим справкам  различной тематики, исполнением которых, из-за отсутствия специалиста, занимались все сотрудники. Значение же работы библиографа  можно объяснить словами опять же академика Д.С. Лихачева, считавшего, что «библиография – удивительная область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность, основательность во всех смыслах».

Фонд библиотеки стал пополняться через библиотечные коллекторы и магазины «Книга – почтой». Укреплялась материально-техническая база вуза, в том числе и библиотеки. Так, решением Совмина республики в 1968 г. институту  была отведена «часть бывшей 4-ой средней школы для учебных мастерских и книгохранилища». Если ко времени своего открытия, как вспоминает  первая заведующая С. С. Ользятиева,  библиотека располагала фондом около 50-60 тыс. экз. книг, то к этому времени фонд библиотеки насчитывал 105275 книг и уже имелся читальный зал на 120 человек. Институт «рос». Развивалась вузовская наука, расширялась тематика научных исследований преподавателей, увеличился набор студентов. Но будем помнить - это было время восстановления республики после войны и депортации, а значит, требовались квалифицированные специалисты различных отраслей народного хозяйства. Институт же обеспечивал  кадрами лишь органы народного образования. Исходя из этого, руководство республики во главе с Б.Б. Городовиковым обратилось к правительству страны с просьбой о преобразовании института в университет. Не без труда вопрос решился и в 1970 году на базе института создан Калмыцкий государственный университет.

 

 

Конечно, усложнились задачи и функции библиотеки. Все еще наблюдалась острая нехватка учебников и пособий, о чем свидетельствует хранящееся в Нацархиве республики письмо от 27.02.1970 г. ректору сельхозакадемии им. К.А. Тимирязева, в котором Совмин КАССР и ректорат Калмыцкого университета просят о выделении литературы из книжного фонда их  библиотеки для КГУ.

 

 

Сохранившиеся документы свидетельствуют о постоянной работе по комплектованию за счет финансирования «расширения книжного фонда» и из обменно-резервного фонда центральных библиотек. Немаловажное значение в пополнении фонда имели дары из личных библиотек отдельных ученых. Об этом с уважением и пониманием не только важности даров, но и отношения их дарителей к вновь организуемому вузу вспоминал кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой зоологии и общей экологии В.Г. Позняк: «…так, старейший ихтиолог Ростова –на - Дону Н.И. Сыроватская подарила нашей библиотеке свыше тысячи книг и периодических изданий по биологии. И если в ваши руки попадет книга с характерным штампом, на котором изображен осетр и имеется надпись «В дар Калмыцкому университету от И.Я. и Н.И. Сыроватских», знайте: это дар от щедрых сердец».

 

 

 

Университет развивался, превращаясь в многопрофильное учебное заведение за счет новых факультетов, для которых в достаточно короткие сроки библиотека создавала необходимую базу. Надо отметить, библиотека «росла» вместе с вузом не только количественным увеличением фонда, но и площадями. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров республики от 26.08.1968 г. «О подготовке к открытию Калмыцкого государственного университета», в августе 1970 г. университету было передано административное здание Совмина, ставшее его главным корпусом, чаще называемое первым. Приказом ректора от 31.08.1970 г. в нем, в числе других административно–хозяйственных служб вуза, разместилась и библиотека.

 

 О том, как «осваивали» новые площади рассказала нам Н.Б. Сангинова,  работавшая с мая 1970 г. библиографом, а через пять лет ставшая директором библиотеки. Были открыты абонементы общественно-политической и учебной литературы, читальный зал, справочно–библиографический отдел, отделы межбиблиотечного абонемента, комплектования и обработки. В целях улучшения качества обслуживания читателей, приказом ректора от 29.09.1970 г, в составе отдела обслуживания были организованы фонд и зал научной периодики.

Произошли и качественные изменения в работе. «Часто выезжали в командировки и по вопросам комплектования, и для обмена опытом в другие вузы,- вспоминает Н.Б. Сангинова,- ведь это было время, когда закладывались основные направления  деятельности библиотеки.  К примеру, изучали систему библиотечно-библиографической классификации (ББК) - Национальную классификационную систему Российской Федерации, затем проделали большую работу по переводу фондов и каталогов на эту систему. Проводилась работа по реорганизации фондов, связанная с созданием отраслевых отделов библиотеки, что вело и к расширению штатов. Вводились должности заведующих отделами, старших библиотекарей, а с созданием архива газет - единица переплетчика». Тепло и с уважением Нонна Бембеевна вспоминает о коллегах, как о высокопрофессиональных людях, вложивших не только труд, но и частичку своей души в развитие библиотеки. Это они - Г.Ц. Сарангова, С.Г. Бембеева, Е.Н. Жемчуева, Л.С. Егорова, В.Б. Амарханова, Д.А. Авлиева, О.Б. Бадгаева, Г.С. Джальчинова и другие создавали и  усовершенствовали алфавитный и систематический каталоги, картотеку журнальных и газетных статей, развивали информационно-библиографическую, методическую, научную работу.

Была начата работа по составлению библиографических списков литературы по отдельным дисциплинам. Огромную роль в решении этой задачи играла постоянная связь библиотеки с кафедрами института.

Уделялось особое внимание оснащению фонда новейшими изданиями и, ввиду острого дефицита на многие из них, правильному распределению учебной литературы среди студентов. И, кстати сказать, о строгом отношении к тем, кто небрежно относился к книгам, говорят сохранившиеся в архиве приказы ректора: «О наказании студентов, небрежно относящихся к сохранности книжного фонда», «О повышении материальной ответственности читателей за не возврат библиотечных книг».

 

 

В библиотеке были широко представлены издания, как для учебного процесса, так и для научных и исследовательских работ. Книжный фонд к 1971 г. составлял уже 173,5 тысяч томов. К образовательной функции библиотеки прибавилась просветительская функция - возникла необходимость научить студентов самостоятельно пользоваться справочным аппаратом, привить им навыки работы с книгой. В соответствии с приказом ректора «О проведении библиотечно-библиографических занятий»,  коллективом библиотеки были разработаны их тематика и план проведения. Занятия в количестве 10-ти часов включались в учебное расписание каждого курса. 

 

 

В 1978-1979 г.г., был введен в строй 3-й корпус вуза, в котором было открыто и  новое подразделение научной библиотеки - первая факультетская библиотека. Это была библиотека физико-математического факультета, для которой  выделили целое крыло первого этажа  нового корпуса.  Состояла она из абонемента, читального зала и зала научной периодики. Были перевезены книги и журналы из первого и второго корпусов, а по воспоминаниям зав. сектором отдела обслуживания научной библиотеки КалмГУ Н.Б. Кухниновой, большую помощь в качественном комплектовании фонда оказали преподаватели факультета П.М. Эрдниев, С.Д. Павлов, В.Л. Наминов, Э.П. Куликова, А.С. Батырев и др. 

Надо отметить, что уделялось внимание не только пополнению книжного фонда, но и повышению квалификации библиотекарей.

 

 

 

 

Ведь работа библиотекаря не заключается, как  представляют ее некоторые, в том, чтобы «записать книгу при выдаче и отметить, получив обратно». На самом деле – это кропотливый, требующий определенных знаний и вдумчивости труд. Именно то, что это уже давно сложившаяся отдельная отрасль жизни со своей внутренней логикой, систематичностью организации и научной строгостью, позволяет сотрудникам библиотек оказывать качественное и быстрое обслуживание читателей. В те годы, по воспоминаниям одного из старейших сотрудников Е.Н. Жемчуевой, библиотекари обучались в Московском институте повышения квалификации информационных работников, участвовали в различных семинарах библиотекарей вузов других университетов, что позволяло им внедрять все новшества в организацию своего труда

Одним из значимых событий в жизни библиотеки, открывшим новые перспективы для внедрения современных технологий, создания инновационных направлений деятельности, стал переезд в 2001 году в новое здание в 5-м микрорайоне.

 

     

 

Надо отметить значение работы библиотеки в обеспечении неразрывности учебно-воспитательной работы, в  формировании социально-культурной атмосферы вуза, уделяющего особое  внимание подготовке не только высококвалифицированных, но и широко образованных специалистов. Библиотека проводит десятки различных мероприятий: развернутые тематические книжные выставки, литературные  вечера, встречи с поэтами, писателями, художниками, презентации книг. В массовой работе следует выделить создание инициированного ректором Б.К. Салаевым проекта « Родом из поколения созидателей», предполагающего знакомство с известными в республике людьми.

 

 

 

 

 

С теми, кто по точному определению Д. Кугультинова, «реабилитированные, будучи совершенно чистыми», вернулись после войны и депортации и трудились в различных сферах по ее восстановлению. Проект направлен на формирование понимания у молодежи, что ничто не появляется из ниоткуда, что в каждом достижении республики есть доля их труда. Это дань уважения и благодарности старшему поколению.

«Выпускник КалмГУ: секреты успеха» - это библиотечный проект, суть которого - общение нынешних студентов с недавними выпускниками нашего университета, достигшими успехов в научной, творческой, спортивной, общественной деятельности.

 

 

Успешные выпускники – это репутация вуза. Он разработан для того, чтобы студенты узнали, как помогло им полученное в университете образование, смогли, возможно, выбрать для себя «рецепты» самореализации из их опыта, «заразились» потребностью в достижении успеха. Очень нравятся студентам набирающие все большую популярность тематические квесты. Каждое мероприятие, конечно, подразумевает «рекламу» книги и чтения - основу нашего труда. Мы стремимся к тому, чтобы библиотека стала для студентов одним из обязательных пунктов в привычном маршруте дом – вуз – кафе – спортзал. В результате целенаправленной работы библиотека стала культурным пространством  внутреннего притяжения  для студентов. Созданное же  в нашей библиотеке виртуальное библиотечное пространство -  свой сайт, страницы в социальных сетях, выполняющее две важные функции - информирования и коммуникации, помогает нам привлекать не только своих студентов, но и выходить к аудитории других учебных заведений города.

Такова краткая история библиотеки.

У коллектива библиотеки много интересных планов и общими усилиями они будут воплощены в жизнь. Для этого у нас есть творческий потенциал коллектива, традиции и уверенность в дальнейшем внимании и поддержке руководства университета и  всех структурных подразделений университета.

 

Всё, чего не расскажешь словами,

Фотографии скажут про нас…