Встретимся в «научке»!

Создано 06.09.2019 09:01

 

 

 «Почему для всех ребят  лета не хватает? Лето, словно шоколад, очень быстро тает!», – навязчиво вертятся в голове  строки детского стихотворения.  Лето, ах лето… ушло, как всегда неслышно, а вместе с ним умиротворенное настроение,  огромные порции мороженого,  поездки к морю, звездопад. Успели загадать желания? Пусть они исполнятся! А сейчас всех-всех с осенью! И, согласитесь, все же главная примета ее наступления – вереницы  выросших и загоревших  детей, спешащих в школы, ну и, конечно, студенты, как поется в песне -  «веселый и особенный народ».

  Уже отшумел День знаний, впереди долгая и увлекательная дорога  познавания нового. Именно в этот период в научной библиотеке  КалмГУ проводится традиционная  квест-игра для первокурсников «Встретимся в «научке»!». Это нескучное знакомство с правилами пользования библиотекой и ее возможностями, ну и, конечно,  наше знакомство  с новым поколением студентов, которым сотрудники библиотеки всегда готовы помочь, как сказала им Н.Н. Стасенко, заместитель директора «научки».   Поздравив  ребят с получением  статуса студентов и пожелав насыщенной студенческой жизни, Надежа Николаевна дала старт игре.

Жеребьевка определила цвет маршрутов, по которому предстояло пройти командам от всех факультетов. Ребята с интересом рассматривали красочный маршрутный лист с зашифрованной схемой движения – дело рук заведующей отделом цифровых технологий и сервисов Е.В. Басанговой.  К каждой квест – игре мы выбираем ключевую фразу,  разрезаем ее на фрагменты – пазлы,  которые команды получают на каждой станции, а это отделы библиотеки,  после  выполнения заданий. На этот раз это была цитата народного поэта Калмыкии Х. Сян-Белгина  «Любопытство ко всему на свете никогда не давало  мне покоя». Это не случайно – 25 сентября день его рождения. И чем не наставление  для  тех, кто на пороге  нетерпеливо ожидаемой  взрослой жизни, о которой свойственно мечтать в этом возрасте?

По  шуму, который стоял во время квеста в библиотеке, по  спорам  при  обсуждении  вопросов,  смеху, было видно,  как  увлекли игроков задания.

Так, на абонементе художественной литературы  их ожидало «свидание вслепую»: по шуточной аннотации они узнавали  книги, названия которых мы спрятали, обернув в бумагу.  К примеру, « ...если уж кого посадили, то вытянуть его можно только всем кланом». («Репка»). Или «Это «покруче» истории  Хатико: трагическая гибель ее героини в водах реки уже много-много лет  вызывает слезы у  каждого  поколения  школьников». («Му-му»). Так  были «зашифрованы»  «Маленький принц», «Дубровский», «Вий» и еще 12 произведений.

В зале краеведческой литературы и периодических изданий им была предложена игра  «Что? Где? Когда?». Спиннер, служивший волчком, «выбрал» вопросы  о недавно ушедшем  академике  П.М. Эрдниеве, о Номто Очирове, о В. Хлебникове, о плуте и озорнике – герое фольклора почти всех народов, в том числе и нашего. Кто это? Конечно, как не знать – Кеедә! Выпал и «черный ящик» с вопросом из области народных традиций – о бараньей лопатке.

В Институте Конфуция мы немного «заморочили»  игроков, заставив их сначала  искать чужого среди своих, своего среди чужих. В китайском зале этим «чужим» стала калмыцкая шапка, в которой задание  вспомнить, как расположены цвета в радуге. Сложив из цветных букв предложение, узнавали, что надо найти панду и дракона, под ними находились 2 листа с   «иероглифами»  в нашем исполнении, совместив которые они получали текст: «Китайская опера. Маска». Под  одной из масок в зале – пазл.

Не менее интересно было игравшим в зале каталогов, где  почти по «шпионскому», понятному только библиотекарям  сочетанию цифр, букв и слогов, они находили  очередной пазл. Теперь для них, к примеру, 23 Гр-Гроя     Гран  – совсем не абракадабра.

В читальном зале научных работников им представили  часть  уникальных  коллекций  довоенных  изданий, источников на старомонгольском языке, на «Тодо бичиг». К примеру, «Хонхо» –  калмыцкая хрестоматия для чтения в аймачных и улусных школах для обучения русскому языку, составленная  в 1906 г.  Буквари, в том числе и для взрослых «Медәтнрин букварь», изданные в 1925-1933г.г.  «Сборник диктантов» 1938г. и «Грамматика калмыцкого языка» 1937г. интересны тем, что их  авторы – старшее поколение профессоров  нашего университета, а в те годы молодые учителя  Бата Бадмаевич Бадмаев, Дорджи Павлович Антонов, Уташ Улазганович Очиров и др.

«Квест так квест!», – решили мы, заставив ребят один  из пазлов  искать в полной темноте.  Портрет И.А. Крылова применили в качестве подсказки для поиска книгохранилища не только в связи с его юбилейным годом. Игроки, конечно, знают его как баснописца. Нам же хотелось рассказать им о том, что библиотекари обязаны ему усовершенствованием своего труда: он - родоначальник использования библиотечных шифров, которые называл «приметами книги». Первые шифры на книгах библиотек появились в 1818 году в русском отделении Публичной Императорской библиотеки, в которой Крылов проработал библиотекарем почти 30 лет. Так, разгадав зашифрованное в  ребусе месторасположение  –  полка, стеллаж, ряд в хранилище – по  «приметам книги»  студенты находили  книгу,  в которой  был очередной  пазл.

В читальном зале естественнонаучной литературы им пришлось вспомнить знания по физике, биологии, химии. Они переводили с «химического» языка известные фразы: Уходит, как аш-два-о в оксид кремния (Уходит, как вода в песок) и т.д.  Вспоминали кота, совершавшего механическое движение в произведении великого поэта, высчитывали количество распилов, если палку распилить на 12 частей.

Еще много интересного было в ходе игры. Всего не опишешь. Надеемся, у них сформировалось представление о необходимых им ресурсах и услугах библиотеки.  Их вопросы о следующей игре и одобряющие улыбки на шутку одного из студентов о том, что он будет заходить к нам  «всякий раз, выходя  за хлебом» разве не подтверждение тому, что им у нас понравилось? И мы рады знакомству с ними.  Ребята, делайте свою студенческую жизнь яркой и запоминающейся! Следуйте ключевой фразе квеста! Постарайтесь взять максимум знаний и умений, в университете есть для этого все возможности.

 Ну, а  победителями игры стали студенты ФМФИТ, вторыми – ГФ, третьими – ИТФ. Справедливости ради надо отметить, что разрыв в баллах между командами был минимальный. Во время  подведения итогов была проведена викторина по истории Калмыкии. Студенты остальных факультетов  отмечены грамотами за активное участие в игре.

 

 С. Богаева, зав. ООМР НБ