23 - 05 - 2019

Палитра Поваева.

 

   «Живописцы, окуните ваши кисти»,- неспешно пел Б. Окуджава, а на экране «проплывали», сменяя друг друга, завораживающие безудержным  буйством красок картины.  Степь, воины, скачущие лошади, бабочки, лотосы, неуловимые ощущения, причудливые линии  - это  шифр мира, созданный народным художником Калмыкии, членом Академии художеств  России Александром  Поваевым. А еще внимание собравшихся в зале притягивали  необычно, как- то смело изображенные божества и, рожденные фантазией художника,  образы великих в нашей истории людей, ушедших вглубь веков,  Джангара,  Чингис – хана, Зая Пандиты, Аюки – хана. Согласитесь, картины живут дважды:  один раз в воображении и душе автора, другой – в восприятии нас, зрителей.  Но в работах А. Поваева  множество деталей, говорящих о каком – то  их  подтексте, они  требуют  определенных знаний, размышлений, полета  фантазии. Мы решили, что приблизиться к пониманию творчества мастера, «получить» код  его шифра можно при личной встрече и организовали  ее  в библиотеке, приурочив к 80-летию создания Союза художников республики, членом которого он является с 1977г. и даже некоторое время возглавлял  его. Александр Михайлович принес три картины, помог нам их разместить, приспособив для этого стеллажи для книжных выставок. Это стало не только дополнением к нашей слайд – презентации, написанные в желто – оранжевых тонах, они словно наполнили зал солнечным светом.Краткая история создания Союза художников и некоторые факты из биографии гостя стали началом знакомства, прошедшего в формате беседы-интервью. О своих первых рисунках, о том, как по-разному создаются картины, о том, что не работает над ними долго, о том, что ему повезло – он  занимается любимым делом, неторопливо, смущенно улыбаясь, рассказывал признанный мастер кисти. Склонности к рисованию у него проявились  еще в  детстве, да так, что воспитательница пришкольного интерната, в котором он жил, подарила ему книгу «Всемирная история изобразительного искусства» - небывалый подарок для мальчика из п. Шин – Мер, затерявшегося в степной глубинке.  « Нас было четверо, рисующих, но она подарила книгу почему – то мне», - вспоминал гость. Видимо, разглядела талант  художника именно в нем, и как оказалась права! Сегодня его работы украшают музеи и частные коллекции  в России,  за рубежом,  находятся в коллекциях  Папы Римского Иоанна Павла II , Патриарха Московского и  Всея  Руси Алексия II.

   Общение, неспешный ритм которого установил наш гость, получилось насыщенным. Кстати, хочется отметить скромность мастера.  Отвечая на вопросы о себе, он обязательно называл коллег по цеху. К примеру, когда речь зашла о его Серебряной медали Академии художеств России  и  Золотой медали Творческого союза художников, стал перечислять других их  обладателей - Шиняева, Ургадулова, Васькина… Тепло отзывался о М. Мошулдаеве, Галине и Сергее Котиновых. Готовясь к встрече, узнали, что на крупнейшем аукционе «Кристис» продана работа Александра Михайловича и выразили ему свою гордость, а он сообщил нам, что там же продана картина С. Котинова. Знай  наших! Считает, что у нас много хороших художников, но никто не может сравниться с Г. Рокчинским. «Показать нашу степь живописной  не только весной, но и когда она бывает  вся выжжена солнцем, мог только Гарри  Олегович, - рассказывал Александр Михайлович, - было и очень полезным общение с этим  образованнейшим человеком». Надо отметить, Александр Михайлович сам оказался интересным собеседником. Так, рассказывая о своей работе, купленной  китайцами, он сделал небольшой экскурс в китайско – русские отношения. Затем разговор зашел о трудоспособности Ван Гога, о неспешной манере П. Сезанна, многогранности Репина, об истории создания известной нам по школьной программе картины «Лебедь» Врубеля, о Пикассо, которого коллеги не хотели впускать в свои мастерские. И знаете почему? Как гласит история, он подсматривал чужие идеи и быстро их воплощал, потом трудно было доказать, что сюжет «украден», да и сделать лучше не всегда удавалось.

   Успел рассказать ребятам  и о своих, как сам назвал, китчевых работах, объясняя смешение в них буддийской и православной тематики, техник исполнения и  образов, мыслью о том, что все мы -  братья, будем всегда жить вместе, поэтому ничто не помешает Георгию Победоносцу защищать Тару и  поэтому рядом Богоматерь и Махакала. Так, в  ходе общения  пришло понимание картин живописца. Возможно, в большей степени это проявилось в картине «Пять благопожеланий», выражающей мысль, что во всем надо соблюдать умеренность: в еде, одежде, желаниях. Увлеченно  работая, наш гость нашел характерную только ему манеру  письма и пришел к  своей теме - особое место в его творчестве занимает религиозная тема, в недавнем прошлом закрытая, открывшаяся, по его признанию, лишь с началом перестройки. Правда,  Александр Михайлович себя  иконописцем не считает. « Изображая божества, я  не придерживаюсь строгих канонов, - объяснял художник - изучая тему буддийской мифологии, понял насколько она сложная, требующая глубокого изучения. Решил работать исходя из того, что запоминается зрителю, как он эмоционально откликается на увиденное, но, если икону заказывают, то, конечно, пишу ее,  строго соблюдая правила».  

   Цикл  «Амазонки» - посвящение  женщинам,  которые,  цитирую, «лишь  кажется, что находятся на втором плане,  на самом деле, они сильнее нас, умеют доводить начатое до конца, они нами управляют ».

   А еще говорил о том, что без работы скучно, что ничего другого не умеет, о том, что учеников нет – нет времени,  о том, что  хорошо относится к появлению частных художественных студий. На вопрос студента пишет ли на заказ портреты, ответил утвердительно, сказав «этим живем», видимо, имея в виду материальную составляющую. Хорошим подспорьем в этом плане назвал созданный дочерью, тоже художником, сайт «Мастерская Халги».

   Посетовал на то, что  калмыцкие художники - сами себе менеджеры, в отличие от бурятских, которых продвигает  меценат  К.Ханхалаев.  На вопрос  о том,  как  удается выглядеть намного моложе  возраста, с которым  его недавно поздравляли, пошутил, что  может быть потому, что «над ним нет начальства, которое  капает на мозги, разве что немного жена,  и немаловажно – занят любимым делом».

   Надеемся, что творчество А. Поваева стало удивительным открытием для наших студентов. От всех присутствующих, от команды КВН «Город снов»  поздравил и поблагодарил  гостя Г. Кекеев, замечательно исполнив для него песню « Насндан».  Традиционная фотосессия, некоторые ребята попросили автограф, который оказался не просто росчерком пера, а можно сказать произведением искусства. Так закончился вечер, названный нами «Жизнь, нарисованная  кистью».

 

С. Богаева, зав. сектором ОМР НБ.