25 - 05 - 2019

Забавы по Крылову удались.

   Когда – то русский поэт  П. Вяземский писал о нем: «Забавой он людей исправил,  сметая с них пороков пыль…». Вдруг подумалось, что трудно с ним согласиться. Так уж ли исправил? Почему тогда его произведения и сегодня на слуху, цитаты из них мы часто используем в разговоре, возможно,  даже не зная их автора? Почему все еще возникают, рифмуясь с нашей жизнью, лиса, ворона, квартет музыкантов, мартышка перед зеркалом и другие герои  произведений, отражающие не лучшие качества характера и поведения его современников? Видимо, все еще не изжиты они и в нашем обществе - трусость, лесть, лень, обман, хитрость, невежество. Потому и бессмертны «кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», "как волка ни корми, он всё равно в лес смотрит, «хоть видит око, да зуб неймет», «а Васька слушает, да ест», «в зобу дыханье сперло» и каждый вспомнит еще не одну цитату, соответственно случаю. Как выясняется, мы во многих поколениях воспитаны на этих аллегорических смыслах, дошедших до нас от русского писателя, драматурга, журналиста, известного баснописца И.А. Крылова. К его 250-летнему юбилею сотрудники «научки» провели интеллектуальную игру «Забавы по Крылову», в которой приняли участие три команды от гуманитарного факультета, команды ФСПО, ФПОБ и Совета старост.

 

Игру построили в формате телеигры «Своя игра». На экран выводилось игровое поле с различными  категориями заданий. На обдумывание вопроса давалась  минута, в течение которой участники, записав ответы на листочках, сдавали их экспертам, и на экране высвечивался красочно иллюстрированный правильный  ответ.

Так, в категории «Великий чудак» мы «спрятали» вопросы, отвечая на которые участники вспоминали или узнавали факты из биографии баснописца. К примеру, они узнали о том, что И. Крылов - «коллега» библиотекарей. Как? Дело в том, что он 29 лет прослужил в Публичной библиотеки в Санкт – Петербурге. Более того, именно Крылов считается родоначальником использования библиотечных шифров, связывающих книги и каталог. Он называл шифр «приметой книги». Составленный им, совместно с  известным русским библиографом В. Сопиковым, первый каталог на книги Русского отделения хранится и ныне в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

 

 Когда – то русский поэт  П. Вяземский писал о нем: «Забавой он людей исправил,  сметая с них пороков пыль…». Вдруг подумалось, что трудно с ним согласиться. Так уж ли исправил? Почему тогда его произведения и сегодня на слуху, цитаты из них мы часто используем в разговоре, возможно,  даже не зная их автора? Почему все еще возникают, рифмуясь с нашей жизнью, лиса, ворона, квартет музыкантов, мартышка перед зеркалом и другие герои  произведений, отражающие не лучшие качества характера и поведения его современников? Видимо, все еще не изжиты они и в нашем обществе - трусость, лесть, лень, обман, хитрость, невежество. Потому и бессмертны «кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», "как волка ни корми, он всё равно в лес смотрит, «хоть видит око, да зуб неймет», «а Васька слушает, да ест», «в зобу дыханье сперло» и каждый вспомнит еще не одну цитату, соответственно случаю. Как выясняется, мы во многих поколениях воспитаны на этих аллегорических смыслах, дошедших до нас от русского писателя, драматурга, журналиста, известного баснописца И.А. Крылова. К его 250-летнему юбилею сотрудники «научки» провели интеллектуальную игру «Забавы по Крылову», в которой приняли участие три команды от гуманитарного факультета, команды ФСПО, ФПОБ и Совета старост.

 

   Игру построили в формате телеигры «Своя игра». На экран выводилось игровое поле с различными  категориями заданий. На обдумывание вопроса давалась  минута, в течение которой участники, записав ответы на листочках, сдавали их экспертам, и на экране высвечивался красочно иллюстрированный правильный  ответ.

   Так, в категории «Великий чудак» мы «спрятали» вопросы, отвечая на которые участники вспоминали или узнавали факты из биографии баснописца. К примеру, они узнали о том, что И. Крылов - «коллега» библиотекарей. Как? Дело в том, что он 29 лет прослужил в Публичной библиотеки в Санкт – Петербурге. Более того, именно Крылов считается родоначальником использования библиотечных шифров, связывающих книги и каталог. Он называл шифр «приметой книги». Составленный им, совместно с  известным русским библиографом В. Сопиковым, первый каталог на книги Русского отделения хранится и ныне в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

    В категории «Кто сказал: «Мяу?» участникам пришлось вспоминать тексты и по цитатам узнавать героев той или иной басни, а в категории «Мораль сей басни такова» узнавали саму басню по морали. Как всегда вызвали оживление вопросы из «черного  ящика». Шумно, предполагая различные варианты, смеясь над некоторыми из них, они пытались найти правильный ответ,  что же за  предмет находится в ящике, который героиня одной из басен «с полдюжины себе … достала», легко вспомнили предмет, в котором  можно увидеть, «что там за рожа».

   Интересной и познавательной получилась категория «Крылов в искусстве», показавшая, что не только в цитатах жив сегодня великий баснописец. Так, из множества снятых мультфильмов, мы выбрали 1941г. производства, предложив участникам  по нескольким кадрам  из него узнать басню. В 2003г. по сказке поэта Серебряного века был снят мультфильм о девочке, проживавшей в Париже 20-х годов прошлого столетия, и очень любившей басни Крылова. Они должны были назвать псевдоним поэта, созвучный с боевым именем известного калмыцкого поэта – партизана. Потом ребята думали – гадали, какая басня Крылова стала сюжетом одноименной картины известного художника П.А. Федотова, написанная в память об И. Крылове через три года после его смерти, в 1847г., и одноименного фильма, снятого в 1912г. Узнали ребята о скульптурах Андрея Асерьянца  по мотивам басен Крылова, украшающих одну из аллей  Москвы: знакомые каждому с детства ворона и лисица, слон и Моська. И как дань уважения самому баснописцу на невысоких постаментах разместились «орудия» его труда: пишущая машинка, чернильница с перьевой ручкой и пресс-папье, гусиное перо вместе с рукописью и книги.  Удивление вызвало то, что изготовлены они из свалочного лома: труб, болтов, гаек, пружин, компрессоров от холодильников  и других «нужных железяк». В одной из категорий был вопрос о памятнике Крылову в  Твери, в котором прошло его детство. В этой речь - шла о памятнике Крылову и скульптурной композиции  из шести бронзовых двухсторонних панно – барельефов с изображением героев его басен, установленных  в 1976 году  в одном из известных парков города Москвы, ассоциирующемся с романом «Мастер и Маргарита».  Посылом к  булгаковскому  шедевру, действие которого начинается именно с этого места,  является и знак «Запрещено разговаривать с неизвестными», на котором изображены перечеркнутые силуэты Коровьева,  Воланда и кота Бегемота. В 1990-х на экраны телевидения вышел российский детектив, в названии которого также называется этот район Москвы. По этим подсказкам  участники должны были назвать место расположения памятника. Порадовало, что  именно роман, со слов ребят, стал основной подсказкой. О том, что  студенты  готовились к  игре стало понятно из  возникшей в ходе игры  дискуссии  по поводу того почему  Крылова  называли   дедушкой.

    Немало интересного, хочется верить, ребята узнали для себя, убедились, увы, в «вечности» сути его басен, живущей и сегодня во всём, можно сказать,  и во всех нас.

   Игра получилась информационной и зрелищной, благодаря  творческому  подходу организаторов, всегда работающих, помня, что «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»,  азартной, благодаря ребятам, игравшим с желанием победить. Удалось же стать первой  одной из команд ГФ, второе место у второй их команды, третьей стала команда ФСПО.  Победителям были вручены грамоты и  призы - «вкусняшки»  – по две пиццы  на команду, которые пришлись очень кстати им, пришедшим сразу после занятий. «Не ожидали, так здорово!»,- говорили они.  Остальным участникам вручены  благодарственные письма. Присутствовавшая  в зале  Ц.Н. Аюшова,  доцент кафедры педагогики, и студенты поблагодарили нас за интересную игру.

   

 

С. Богаева, зав. сектором ОМР НБ